Вход в Личный кабинет
Контакт-центр (по россии бесплатно)
Текущая загрузка Контакт-центра
Регион
Онлайн-консультант

10 лет Российскому лизингу

10 лет Российскому лизингу
  • 20.01.2003
По прогнозам экспертов, темпы роста рынка лизинга останутся в ближайшие 2-3 года на высоком уровне. Однако по объемам лизингового рынка Россия находится пока на 13-14-ом месте среди стран Европы.

 


Пройдет еще два года, и российскому лизингу исполнится 10 лет. Для эпохи реформ и динамичного развития экономики России это - значительный срок. С какими показателями индустрия лизинга встретит юбилей, во многом будет зависеть от общеэкономической ситуации в стране и состояния законодательства в инвестиционной сфере.

Ясно одно: заложенные в бюджет Российской Федерации 2003 г. высокие темпы экономического развития страны невозможны без технического перевооружения промышленного и сельскохозяйственного производства, обновления основных производственных фондов, без привлечения масштабных инвестиций, обеспечения их защиты и целевого использования. И один из мощных и уже проверенных на практике инвестиционных механизмов существует - это лизинг!


А каково состояние рынка лизинга в России сегодня?


До недавнего времени исследованием рынка лизинга в нашей стране серьезно занималось весьма ограниченное число независимых экспертов и организаций. В 2002 г. после консультаций с "Рослизингом" к этой работе подключился Госкомстат РФ. Но, на мой взгляд, наиболее достоверными и подтвержденными документально данными о рынке по сей день владеет только Российская ассоциация лизинговых компаний.


Ассоциация ежегодно проводит опрос своих членов, среди которых крупнейшие и, если можно так сказать, "старейшие", лизинговые компании, которые получили лицензии в первой сотне. Это "Балтийский лизинг", "Московская лизинговая компания", "Ликострой", "Энергогазлизингхолд", "РТК-лизинг", "Машлизинг", "Интеррослизинг", "Медлизинг", "Тюменская агропромышленная лизинговая компания" и др.


До отмены лицензирования лизинговой деятельности мы с уверенностью говорили о том, что 60% лизингового рынка России приходится на членов Ассоциации. И это при том, что к концу 2001 г. Минюст, а затем Минэкономразвития РФ выдали около 2500 лицензий на право осуществления лизинговой деятельности. Сегодня политика либерализации экономики привела к тому, что практически каждый хозяйствующий субъект может включить в свой устав строку о лизинге и заниматься этой деятельностью. Безусловно, число лизинговых сделок возрастает, но их качество оставляет желать много лучшего. За восемь лет на рынке лизинга сложились определенные традиции. Одна из них заключается в том, что банки и другие финансовые и инвестиционные институты предъявляют очень высокие требования к лизинговым компаниям, к их кредитной истории, финансовой устойчивости, организации финансовых потоков.


То есть не каждому дано заниматься лизингом?


По жизни - это так. Точно так же ответят в любом банке, в любой страховой компании. За конкретным примером далеко ходить не надо.


Созданная по замыслу Правительства РФ новая национальная система аграрного лизинга сегодня является мощнейшим инвестиционным институтом. В основе системы лежит деятельность государственной агропромышленной компании "Росагролизинг", которую я возглавляю с декабря 2001 г. Уставный капитал компании, сформированный за счет целевых бюджетных средств, в этом году превысил 8 млрд. руб. Компания заключила более 300 договоров лизинга и работает с 60 российскими субъектами Федерации. Компания закупила и распределила по регионам 4708 единиц энергонасыщенной техники: 3219 комбайнов, 1063 трактора, 426 единиц прочей техники.


"Росагролизинг" работает с конечными лизингополучателями по схеме сублизинга. Нашими непосредственными партнерами являются региональные лизинговые компании. Именно они получают технику в лизинг, передавая ее в сублизинг сельскохозяйственным единицам. К ним со стороны Совета директоров АО и руководства компании также предъявляются самые высокие требования.


Во-первых, компания должна быть финансово устойчивой и иметь хорошую кредитную историю: она предоставляет в "Росагролизинг" копию балансового отчета за два предыдущих года и за каждый отчетный период текущего года и другие документы. Во-вторых, положительно характеризует компанию наличие рекомендации от администрации региона. Она должна обладать авторитетом как на высоком административном уровне, так и на уровне хозяйств - конечных лизингополучателей. Я уже не говорю о том, что специалисты компании, особенно ее топ-менеджмент, должны быть высокими профессионалами своего дела. И сегодня наши партнеры обладают всеми этими качествами.


Во взаимодействии со своими партнерами "Росагролизинг" выстроил стройную и достаточно гибкую систему гарантийных и залоговых обязательств по договорам лизинга. Были налажены долгосрочные и взаимовыгодные отношения с крупнейшими заводами-производителями сельскохозяйственной техники и оборудования. ОАО "Росагролизинг" закупает технику у заводов на 15% дешевле цены, установленной ценовой комиссией Минсельхоза РФ. Это ощутимо снижает бремя лизинговых платежей для сельхозтоваропроизводителей.


Это касается аграрного лизинга. А как дела обстоят с другими специализированными лизинговыми инвестициями?


Сегодня лизинг работает практически во всех отраслях. По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, в 2001 г. на долю промышленности и строительства приходилось более 53% инвестиций по лизингу. В сфере частных услуг (торговля, мелкотоварное производство) работают 11% лизинговых инвестиций. Муниципальный (общественный) лизинг занимает 6% в инвестиционном портфеле лизинговых компаний. Специализированный или отраслевой лизинг, включая АПК и авиализинг, имеет долю в 30%. В принципе, подобное соотношение устойчиво уже на протяжении ряда лет. С отменой лицензирования мы ожидаем некоторый рост в секторе частных услуг и в сфере малого и среднего бизнеса.


В последнее время часто можно видеть объявления о лизинге автомобилей. В то же время, как известно, высока динамика развития лизинга для компьютерного, машиностроительного, специального оборудования и пр.


Действительно, лизинг автомобильного транспорта в последние годы развивается достаточно интенсивно. Прирост по сравнению с 2000 г. у отдельных компаний превышает 200%. Это самый динамичный сектор рынка лизинга, и не только у нас в стране. Аналогичные процессы происходят практически во всех странах Восточной Европы. Однако, в отличие от нашей страны, объемные показатели лизинга автотранспорта там имеют более значительную долю, а иногда преобладают над всеми другими секторами. В России же этот сектор составляет около 14%.


Высокая динамика развития лизинга в 2001 г. также наблюдалась в секторах компьютерного и офисного оборудования (до 300%), машиностроительного оборудования (до 250%), а также специальной техники и оборудования (до 400%). Конечно, я говорю об отдельных компаниях и их успехах. Средний же процент прироста объемов лизинга наших компаний составляет около 60%. Это очень высокий показатель, с чем я хочу поздравить своих коллег.



Показатели действительно высокие. Но так ведь было не всегда?


Развитие лизинга зависит от многих факторов. Количественные показатели рынка лизинга в основном являются зеркальным отражением общей экономической ситуации в стране. Определяющее влияние на них оказывают уровень инфляции, темпы роста экономики, экономическая политика государства, макроэкономические показатели. А вот качественные характеристики - соотношение международного и внутреннего лизинга, сроки лизинга, развитие новых видов лизинга и лизинга недвижимого имущества, структурирование лизинговых сделок, безопасность и прибыльность бизнеса и т. д. - во многом зависят от состояния законодательной и нормативной базы, от отношения государства к этому виду инвестиционной деятельности.


Что же касается последнего, то в 2002 г. здесь произошли глубокие изменения. Так, после практически годового перерыва в полную силу вновь заработал федеральный аграрный лизинг, но уже на новой экономической и правовой основе. Мощным импульсом к развитию данного направления государственной поддержки АПК послужило появление на рынке лизинга сельскохозяйственной техники крупнейшей агропромышленной компании ОАО "Росагролизинг".


Получил поддержку государства и авиационный лизинг. Успешно развивается лизинг в дорожно-строительной отрасли. Определенные конкретные шаги в развитии лизинга мы видим сегодня и в сфере природных ресурсов. Законодательные шаги со стороны Правительства по реформированию железнодорожной отрасли в части признания иных, помимо МПС, собственников вагонного парка сыграло большую роль для развития лизинга в сфере железнодорожного транспорта.


В России, как и в предыдущие годы, преобладает внутренний лизинг, когда лизингополучатель и лизингодатель являются резидентами РФ. Однако отдельные крупные компании начинают активно прорабатывать вопросы поставки оборудования как на экспорт, так и по импорту с использованием схем международного лизинга, например, в секторах авиаперевозок и специального машиностроения.

Сегодня лизинговые компании в 80 случаях из 100 используют привлеченные средства для проведения лизинговых операций. Кредитование лизинговых операций заняло достойное место в инвестиционных портфелях большинства крупных коммерческих банков страны. Сегодня более 82% лизинговых договоров заключаются на срок от 2 до 5 лет. Есть примеры договоров лизинга на срок до 10 лет и более. Но здесь речь идет о специальных, стратегических для страны или отрасли проектах и иных, чем банковские кредиты, источниках финансирования.


Страховые компании продолжают разрабатывать стратегию страхования финансовых рисков и уже применяют ее на практике. Наиболее продвинулись в этом направлении "Промышленно-страховая компания" и СК "ГУТА-Страхование". Активно работают в этой области "Военно-страховая компания" и "РОСНО".


Как видим, практика лизинга в России с каждым годом все более развивается.


Это действительно так. В определенной степени это - аксиома развития инвестиционного процесса. Лизинг, будучи одной из наиболее защищенных форм инвестиций, достаточно привлекателен для инвестора. В то же время все больше предприятий и организаций обращаются в Ассоциацию и непосредственно в наши лизинговые компании с тем, что собираются приобрести оборудование на условиях лизинга. Их не пугает даже то, что лизинг в определенной степени завышает первоначальную стоимость оборудования.


Безусловно, радует тот факт, что отечественные производители товаров и услуг начинают успешно осваивать не только арифметику, но и высшую математику большого бизнеса, учитывая при этом множество факторов: от налогов до влияния инфляции и других макроэкономических показателей. С профессионалами всегда легче работать, а в лизинге с каждым годом их становится все больше.

Игорь Семенов

Источник: Журнал «Экономика России: ХХI век» № 10 январь 2003 г.